Документы


Учредительные документы:

Устав РАСПО

Протокол Общего собрания №1

Меморандум о намерении создать РАСПО

Официальные документы:

Письмо Руководителю Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Элькину Г.И. по ГОСТ Р 54593-2011

Открытое письмо Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щеголеву с просьбой принять меры по неотложной доработке Приказа Минкомсвязи РФ от 2 сентября 2011 г. N 221 "Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения"

Положение о действительном членстве в Некоммерческом партнерстве содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО)

Протокол №4_2011 Общего собрания членов Некоммерческого партнерства содействия развитию свободного программного обеспечения

Презентация "Стратегия РАСПО на 2011-2015 годы" - PPT, PDF

Национальная программная платформа:

Презентация "Прототипы базовых компонентов Национальный Программной Платформы" (обзор результатов проекта по государственному контракту №012/112 от 17.10.2011 г.)

Методология выполнения НИР по теме "Разработка прототипов базовых программно-технических компонент национальной программной платформы и документов, регламентирующих порядок сборки, приемки, размещения и эксплуатации программных решений в фонде алгоритмов и программ"

Заявление от 15 сентября 2011 г.

Письмо в конкурсную комиссию Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14 сентября 2011 г.

Письмо в Министерство связи и массовых коммуникаций в связи с реализацией задач, заданных Государственной программой «Информационное общество»

Письмо Председателю Президиума Совета по развитию информационного общества при Президенте Российской Федерации С.Е.Нарышкину

Развитие программной индустрии России. Маршрутная карта

Российская программная платформа. Стратегия реализации (odt rtf)

Комитеты:

Комитет по ключевым технологиям и ключевым компонентам

Комитет по профилям стандартов и типовым решениям для учреждений

Комитет по законодательству

Комитет по развитию СПО в сфере среднего и высшего образования

Комитет по развитию деятельности Ассоциации

Интервью, данные Президентом РАСПО Коротковым А.В.:

Компьютерра, 31 октября 2011 года

Интервью, данные Президентом РАСПО Иванниковым В.П.:

PC Week/RE 04 апреля 2011 года

PC Week/RE 29 ноября 2010 года

PC Week/RE 08 июля 2010 года

iToday 22 сентября 2009 года

CNews 02 июня 2009 года

CITKIT.ru 27 мая 2009 года

iBusiness 21 мая 2009 года

Полезные материалы:

Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации, разработанная Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года (2007 год, одобрено Коллегией Минсвязи).  PDF-файл.

Рекомендации по созданию центров обучения и поддержки при переходе органов власти на СПО. Синопсис экспертных мнений.

Как организовать систему управления школой на базе СПО. Статья из журнала LinuxFormat.

Как действовать школам, если из органов управления образованием приходит указание подготовить отчёт при помощи программного обеспечения, работа которого невозможна без наличия коммерческой лицензии? Проект инструкции, подготовленной РАСПО.

Глоссарий СПО

Бизнес модель компании RedHat

Статья Аси Власовой Вы все еще качаете? А мы уже идем к вам (журнал "Консультант", январь 2010 г.)

Перечень работ по тематике СПО, выполненных в рамках государственных контрактов в период с 2003 по 2009 гг.

Методические рекомендации "Основы преподавания OpenOffice.org"

Особенности лицензирования и правила оформления некоторых программных продуктов, распространяемых на основе свободных лицензий


Комитет по профилям стандартов и типовым решениям для государственных и муниципальных учреждений

Основной  деятельностью комитета является помощь государству при формировании электронного правительства за счет создания профилей ИТ-стандартов, а также определения наиболее эффективных направлений для применения типовых решений.

Целями работы комитета являются:

На текущий момент в России отсутствует централизованная государственная политика, определяющая целевую программную архитектуру электронного правительства, а так же критерии отбора программных продуктов при госзаказе.  Программные решения для государственных нужд закупаются по критериям, аналогичным закупкам канцелярских скрепок.  Из-за этого невозможна объективная оценка закупаемого программного обеспечения, что порождает предпосылки для недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.  Необходимо выработать перечь профилей стандартов, критерии отбора стандартов для включения в эти профили, а так же нормативный механизм обязательного применения профилей стандартов при государственных закупках программного обеспечения. Это позволит сэкономить бюджетные средства за счет взаимной совместимости (интероперабельность) информационных систем, стимулирования конкуренции, и предотвращения зависимости от одного поставщика.

Кроме того, отсутствует системный подход к формированию электронного правительства и в частности к созданию типовых решений. Необходимо определить перечень типовых решений, применение которых будет наиболее эффективно с точки зрения экономии бюджетных средств и формирования электронного правительства.

 Основной перечень мероприятий для работы комитета:

В рамках комитета, при необходимости, могут быть сформированы как минимум два подкомитета. Подкомитет по «Профилям стандартов» и подкомитет по «Типовым решениям».   

 


Комитет по развитию деятельности Ассоциации

Цели работы комитета:

- повышение значимости и известности деятельности РАСПО как одной из ключевых организаций в российской ИТ-отрасли и СПО в частности;

- формирование представления о членах РАСПО как о ключевых экспертах по СПО в России;

- предоставление всем заинтересованным сторонам удобных и оперативных средств взаимодействия с РАСПО и ее членами.

Состав комитета:

1.         Денис Донченко, ООО "ТрастВерс" [группа компаний "Информзащита"]

2.         Павел Фролов, ГНУ/Линуксцентр (ЗАО «Мезон.ру»)

3.         Ася Власова, КОРУС Консалтинг

4.         Дмитрий Волошин, НИИСИ РАН

5.         Филипп Торчинский, SUN Microsystems

6.         Виктор Серебряков, ЛАНИТ

7.         Алексей Новодворский, Альт Линукс

8.         Наталия Леднева, Альт Линукс

9.         Дмитрий Комиссаров, Pingwin Software

10.       Владимир Рубанов, ИСП РАН

11.       Александр Фридман, ИПИРАН

12.       Сергей Голубев, CitKit.ru, PCWeek

13.       Александр Скворцов, Телеком Экспресс

 

Председатель Комитета – Ася Власова.

Контакты: [email protected], тел. (812) 324 24 57, (495) 229 53 70

 

Задачи комитета:

            Поддержка и развитие веб-сайта РАСПО;

            Широкое информирование всех заинтересованных участников рынка и государственный сектор о деятельности РАСПО (координация взаимоотношений со СМИ и ключевыми ведомствами, формирование информационных поводов, организация информационного обеспечения деятельности РАСПО, организация мероприятий (пресс-конференции, выставки, презентации и пр.) в интересах РАСПО);

            Привлечение новых членов в РАСПО, сбор и анализ информации о ключевых участниках рынка СПО в России (включая членов РАСПО);

            Организация сотрудничества с другими профессиональными сообществами России в области ИТ и бизнеса, общественными организациями в интересах РАСПО;

            Организация участия представителей РАСПО в профильных мероприятиях (круглых столах, семинарах и пр.).

Работа в Комитете:

В работе Комитета могут принять любые заинтересованные эксперты.

Ваши предложения присылайте Асе Власовой.

Контакты: [email protected], тел. (812) 324 24 57, (495) 229 53 70


Комитет РАСПО по образованию и высшей школе.

Цели, задачи, перечень первоочередных действий.

Основными целями комитета являются:

  * Содействие повышению компьютерной и правовой грамотности населения.

  * Содействие повышению качества образования ИТ-специалистов.

  * Расширение использования СПО в образовательных учреждениях.

  * Привлечение молодёжи в сообщества СПО проектов.

Основными задачами комитета являются:

Поддержка разработки и публикации методических материалов и учебной литературы по СПО.

Поддержка разработки и внедрения учебных курсов по СПО.

Помощь государству при формировании политики внедрения, использования и разработки СПО в учебных заведениях различного уровня.

Предотвращение недобросовестной конкуренции при госзакупках программного обеспечения для целей образования

Пропаганда и содействие внедрению СПО в образовательных учреждениях.

Содействие разработке СПО для образовательных учреждений.

Первоочередные действия

1. Актуальные проблемы

1.1. Общеобразовательная школа

На текущий момент наиболее продвинутым проектом СПО общероссийского масштаба является проект, начатый в 2007 году по созданию тнз. "базового пакета свободного програмного обеспечения для образовательных учреждений" (проект НП-18 Федерального Агентства по образованию 2007 года).

При постановке этого проекта целью являлось создание "свободного дубликата" комплекта "Первая помощь", включающего набор наиболее распространенных, по данным ФАО и Мининформсвязи, программных продуктов, используемых в школьном образовании.

Такой подход не учитывал ряда важных для деятельности образовательных учреждений аспектов использования компьютеров и программных продуктов (создание школьного интранета, деятельность школы как учреждения (материальный и бухгалтерский учет), и проч. -- эти аспекты в какой-то степени заполнены несколькими другими проектами 2008 года по созданию серверных решений для школ.

В настоящее время планируется продолжение и расширение проекта НП-18 на все школы РФ.

Важнейшей задачей комитета является формирование критериев, которым должны удовлетворять программные продукты, предполагаемые к столь широкомасштабному использованию, и экспертный анализ тех продуктов, которые будут в рамках продолжения этого проекта разрабатываться и распространяться.

1.2. Высшая школа

Если, по крайней мере концептуально, использование СПО в среднем образовании является в какой-то мере проработанным вопросом, то проблема "СПО и высшая школа", как представляется, значительно менее ясна.

Задачей комитета представляется организация обсуждения этой проблемы как в рамках сообщества членов РАСПО, так и, в особенности, с привлечением университетских и академических кругов.

Что нужно сделать для того, чтобы высшая школа "повернулась лицом к СПО"?

Необходима выработка стратегии и тактики взаимодействия с университетским сообществом, понимая, что:

-- во-первых, необходимо "внедрение СПО" в учебный процесс (начиная с преподавания концепции СПО, ознакомления с конкретными технологиями,используемыми в совместной работе над проектами. и т.д.);

-- во-вторых, необходимо выработать механизмы привлечения студенчества и научного университетского сообщества к разработкам тех направлений в базовых технологиях создания СПО, которые определяются потребностями сообщества разработчиков.

2. Первичный перечень мероприятий для работы комитета

* Разработка критериев, которым должны удовлетворять программные продукты, предполагаемые к широкомасштабному использованию в учреждениях общего образования в рамках продолжения проекта НП-18 (2007 г.) ФАО;

* Экспертный анализ программных продуктов, которые будут в рамках продолжения этого проекта разрабатываться и распространяться;

* Организация широкого обсуждения этих пунктов с педагогической общественностью страны и оформление этих критериев и результатов анализа как официальных документов РАСПО;

* Доведение результатов работы по вышеперечисленным трем пунктам до сведения государственных учреждений, ответственных за внедрение СПО в общеобразовательные учреждения

* Создание (подбор) фокус-группы для обсуждения проблемы "СПО и высшая школа"

* Разработка, с участием фокус-группы, концепции внедрения СПО в деятельность высшей школы

* Организация максимально широкого обсуждения этой проблемы с университетским сообществом страны

* Оформление разработанной концепции как официального документа РАСПО

В рамках комитета, при необходимости, могут быть сформированы два подкомитета:

-         по общеобразовательным учреждениям,

-         по высшей школе.


Комитет по ключевым технологиям и ключевым компонентам

Целями комитета являются:

Разработка системы мер направленных на обеспечение технологической независимости страны в области информационных технологий на основе использования и развития модели СПО (в первую очередь базовых технологий разработки системного ПО).

Задачами комитета являются:


Юридический комитет
 
В состав юридического комитета входят как заинтересованные представители компаний-членов РАСПО, так и независимые эксперты:
•              Смирнов А.В. (ALT Linux) — руководитель
•              Башнин А. (Телеком-Экспресс)
•              Власова А. (КОРУС Консалтинг)
•              Голованова Е.Н.(ИнфоТехноПроект)
•              Евдокимов Р. (VDEL)
•              Зуев Ф. (независимый эксперт)
•              Лысенко И. (независимый эксперт)
•              Никифорова Т. (SALANS)
•              Свириденко А. (СПИРИТ)
•              Сметанин А. (ПаркМедиаКонсалтинг)
•              Фишелев Д. (ПингВин Софтвэа)
•              Хорошилоа А. (ИСП РАН)


Цели и задачи юридического комитета РАСПО


Целями комитета являются:


•              устранение юридических препятствий по распространению и использованию свободного  программного обеспечения (СПО) в России
•              создание равных рыночных условий для СПО
•              развитие отечественной разработки, в том числе СПО
 
Задачами комитета являются:


•              выявление юридических проблем и выработка путей их решения
•              участие в подготовке проектов нормативных актов и поправок к действующим нормативным актам для обеспечения учета интересов СПО
•              повышение общей правовой грамотности в области авторского права и популяризация свободных лицензий
•              содействие распространению программ для ЭВМ и документации под свободной лицензией
•              содействие пресечению противоправных действий, ущемляющих права разработчиков, поставщиков и пользователей СПО


План действий юридического комитета РАСПО


1.                  Создать инфраструктуру для организации обсуждений и хранения материалов Комитета
2.                  Уточнить перечень правовых проблем, которые необходимо решить, в том числе «мифических» (проблем, скорее носящих надуманный характер, нежели имеющих под собой реальную почву, но также требующих решения, хотя бы в силу распространенности тех или иных мифов об СПО);
3.                  Наметить пути решения проблем, в зависимости от их природы, разделив краткосрочные и долгосрочные задачи. Сформулировать для себя пути решения каждой из проблем и согласовать в РАСПО.
4.                  Инициировать проведение заинтересованными органами государственной власти работ по решению конкретных проблем СПО
5.                  Подготовить информационные материалы, ориентированные на различные аудитории
6.                  Создать реестр свободных лицензий с русскими переводами, позиционировать РАСПО как основную экспертную точку
7.                  Составить перечень работ по тематике СПО, выполненных по госзаказу; получить разрешения от госзаказчиков и опубликовать материалы


Если в Ваше образовательное учреждение поступило указание <подготовить отчёт> при помощи программного обеспечения, работа которого невозможна без наличия коммерческой лицензии на это или какое либо другое вспомогательное ПО (например, на ОС Microsoft Windows или офисный пакет Microsoft Office), и никакого другого способа <подготовки отчёта> не предусмотрено, то имеются все основания полагать, что нарушается ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». В этом случае мы предлагаем действовать по следующему сценарию.

  1. Если из системных требований к ПО следует требование наличия коммерческих лицензий на определенное ПО, то можно переходить к шагу 2. Заметим, что это требование может быть косвенным (когда в системных требованиях упоминается некоммерческое ПО, которому для своей работы требуется уже коммерческое ПО). Иначе составить протокол установки/использования ПО: описать процедуру установки/использования программы под любым дистрибутивом из состава ПСПО, добавить скриншоты выдаваемых программой ошибок, подписать протокол двумя свидетелями.
  2. Составить письмо (см. шаблоны 1.1 и 1.2) и отправить его на обратный адрес, указанный в требовании предоставления отчета, предварительно зарегистрировав письмо в журнале «исходящей» корреспонденции учебного заведения у секретаря директора.
  3. Копию письма в электронном виде отправить в РАСПО, чтобы мы имели документальную базу для консолидированных действий, если они потребуются.
  4. Если ответ не исправляет ситуацию, либо отсутствует в течение установленного законодательством срока (1 месяц, если иное не указано в сопровождающих документах), то отправить протокол установки, копию официального письма, ответ и заявление (см. шаблон 2) в местный орган ФАС, также зарегистрировав его в журнале «исходящих» образовательного учреждения. Также можно отправить аналогичное заявление (см. шаблон 3) в прокуратуру. Копию заявлений отправить на обратный адрес, указанный в требовании предоставления отчета, и, в электронном виде, в РАСПО (Российская ассоциация свободного программного обеспечения info@raspo.ru).

Если дирекция образовательного учреждения по каким-то причинам препятствует предложенному процессу, то описание сложившейся ситуации необходимо направить в РАСПО.

 

 

Шаблон 1.1

Письмо на обратный адрес в случае, когда из системных требований следует требование наличия коммерческих лицензий

 

В *выпустивший орган*

От __________________

 

В соответствии с *наименование документа, реквизиты* предназначенного для *тип учреждений* в целях осуществления *назначение документа и ПО*, нашему образовательному учреждению необходимо *выполнить такие-то действия*. Однако, в системных требованиях к указанному программному обеспечению указано *цитата*. Наше образовательное учреждение не обладает лицензией на *требуемый продукт*, а альтернативных способов *выполнения инструкции* не предусмотрено. Как следствие возникает факт принуждения нашего образовательного учреждения к покупке определенного вида товара, что противоречит ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Просим дать разъяснения как выполнить Ваше распоряжение при наличии указанных проблем.

Дата подпись

 

 

Шаблон 1.2

Письмо на обратный адрес в случае, когда явные указания относительно системных требований к ПО отсутствуют

 

В *выпустивший орган*

От __________________

 

В соответствии с Вашим *наименование документа, реквизиты* предназначенного для *тип учреждений* в целях осуществления *назначение документа и ПО*, нашему образовательному учреждению необходимо *выполнить такие-то действия*. Однако, при *выполнении инструкции* на имеющемся в распоряжении образовательного учреждения программном обеспечении (дистрибутив такой-то из пакета СПО) возникли проблемы, описанные в протоколе *установки*, приложенном к настоящему письму.

Просим дать разъяснения как выполнить Ваше распоряжение при наличии указанных проблем.

Дата подпись

 

Шаблон 2

Заявление в ФАС

В Федеральную Антимонопольную Службу РФ

От _____________________________

 

Заявление

 

Просим обратить внимание на условия *наименование документа, реквизиты, выпустивший орган* предназначенного для *тип учреждений* в целях осуществления *назначение документа и ПО*. Некоторые условия вышеупомянутого документа, а именно *цитата из документа с «советами\указаниями»* вызывают сомнение в соответствии требованиям ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», т.к. могут быть расценены как прямое указание на использование/закупку определенного вида товаров, либо ограничивающие выбор товаров данного назначения.

Копия упомянутого документа прилагается.

Просим провести проверку в отношении изложенных фактов.

Дата подпись

 

 

Шаблон 3

Заявление в прокуратуру

В Прокуратуру Н-ского района

От _______________________

Почтовый адрес отправителя

 

Заявление

 

Просим обратить внимание на условия *наименование документа, реквизиты, выпустивший орган* предназначенного для *тип учреждений* в целях осуществления *назначение документа и ПО*. Некоторые условия вышеупомянутого документа, а именно *цитата из документа с «советами\указаниями»* вызывают сомнение в соответствии требованиям ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», т.к. могут быть расценены как прямое указание на использование/закупку определенного вида товаров, либо ограничивающие выбор товаров данного назначения.

Копия упомянутого документа прилагается.

Просим провести проверку в отношении изложенных фактов.

Дата подпись